София Карнукаева
Дипломированный архитектор и керамист по призванию София Карнукаева называет черпает вдохновение в советском модернизме, красоте северной природы и пустынных морских пейзажах. Так рождаются ее скульптуры, где геометрическая строгость существует в гармонии с природным началом.
Начало
Я леплю, сколько себя помню — где-то с 3-4 лет. Больше всего мне нравилось изображать разных морских животных и особенно динозавров — тогда я мечтала стать палеонтологом. С раннего детства я посещала всевозможные художественные и керамические кружки, а также любила рисовать вымышленных персонажей и придумывать иллюстрации к любимым книжкам.

В старших классах я решила стать архитектором и поступила в МАрхИ. В институте я продолжала экспериментировать с формами и материалами, создавала геометрические скульптуры из глины и папье-маше, которые служили прототипами проектируемых зданий. Долгое время скульптура и керамикам были просто увлечением. Все изменила пандемия: тогда появилось больше времени для свободного творчества. А теперь это мое основное занятие.

Вдохновение
В своем творчестве я исследую отношения между архитектурным пространством, временем и человеком. А также изучаю то, как материальные объекты и различные места влияют на человека, его жизнь, сны и фантазии. Большое значение в моем творчестве имеет архитектурное наследие прошлого, городская среда и природные ландшафты.

Часть моих работ посвящена архитектуре советского модернизма, например, «Серия 1817», а «Genius loci» отсылает к архитектуре Древней Руси. Моя первая профессия — архитектор-реставратор. Долгое время я изучала памятники домонгольской Руси. Эти образы оказали на меня большое влияние и впоследствии трансформировались в серию объектов.

А еще меня завораживает красота северной природы, морские ландшафты и подводные обитатели, прибрежная галька или рукотворные элементы, которые изменили свою форму под воздействием волн, например, стеклышки или кусочки керамики, выброшенные на берег.

Творческий процесс
Создание новых форм — всегда интуитивный процесс. Я беру в руки небольшой кусочек глины и леплю эскизный объект. В процессе работы форма постоянно меняется, поэтому сложно прогнозировать финальный результат — и тем он интереснее. Также я постоянно рисую, это небольшие эскизы, мои мысли, которые я выражаю на бумаге.

Чаще всего идеи приходят спонтанно. Однако в творчестве всегда важна рефлексия: я могу долго о чем-то размышлять, смотреть, фотографировать, а мне еще очень важно оставаться наедине с собой, например, просто гулять. В один момент может возникнуть идея или ощущение. Чтобы ее выразить, я беру в руки кусочек глины — так и начинается процесс рождения будущего изделия.

Я люблю работать с разными материалами — все зависит от идеи. Сейчас я чаще стала обращаться к смешанным техникам, мне нравится комбинировать материалы. Больше всего нравится работать в технике ручной лепки — это очень живой и интересный процесс. А с помощью литья я могу воплотить нужную форму в фарфоре. Люблю этот материал за его легкость и утилитарность.
Призвание
Разница между искусством и дизайном в современном мире сильно размыта. Думаю, все зависит от смысла, который ты вкладываешь в работу. Он призван пробудить внутреннее ощущение, которое возникает у наблюдателя при контакте с объектом. В этом смысле я скорее художник, который исследует в своем творчестве интересующие его темы.

В основном я создаю абстрактные скульптуры. Однако среди моих работ есть и вполне прикладные объекты: вазы, подсвечники и посуда. Как бы там ни было, все мои работы объединены единой эстетикой. Часть из них представлена сингапурской онлайн-галерее The Artling и московской Art & Brut. В Москве я также сотрудничаю с магазинами 3LStore, The Dar, Школа «Детали», Palaty Store и Backbonestore.

Место
Сейчас я живу в Барселоне, где осваиваю новые техники керамики, а также изучаю испанский язык. Параллельно продолжаю онлайн-обучение в Институте современного искусства им И. Бакштейна (ICA Moscow). Периодически я приезжаю в Москву, где у меня находится своя мастерская и налажено фарфоровое производство. В Барселоне тоже есть рабочее пространство, оно сейчас как раз в процессе обустройства.

Клиенты
Мои клиенты совершенно разные люди, мне очень нравится общаться с ними, приглашать к себе в мастерскую. Часто они дают обратную связь и делятся фотографиями моих работ в интерьерах, а еще рассказывают с чем у них ассоциируются мои работы, это всегда очень интересно.

Обычно у меня покупают готовые работы. В некоторых случаях я выполняю объекты на заказ, которые отталкиваются от стиля и тематики уже существующих серий. Иногда обращаются за созданием более прикладных предметов, например, фарфоровой посуды. Кроме того, я сейчас работаю над концепцией большой скульптуры в рамках конкурсного проекта для одного из жилых комплексов в Москве.