Наталья Макарова
Работу с глиной художница Наталья Макарова превратила в настоящее рукоделие: вместо привычной лепки она использует авторскую технику вязания. Так рождаются ее необычные объекты, сотканные из детских воспоминаний о бабушке и счастливых летних днях в деревне.
В художественном училище вы изучали станковую живопись. Почему решили заняться керамикой?

Керамикой занимаюсь последние три с половиной года. Во время учебы попала на мастер-класс по надглазурной росписи. Мне хотелось перенести рисунки на керамику, созданную своими руками. Так, я впервые попробовала слепить блюдо и поняла, что нужно продолжать обучение в этом направлении. Очень люблю живопись и верю, что однажды вернусь к ней, но пока все мое внимание сосредоточено на керамике.

Помните свою первую серьезную работу по керамике?


Мои первым большим проектом стала серия "Воспоминания из моего детства", которую я показала в 2021 году. Память о детстве — это то, что помогает обрести опору даже в нестабильные времена. Я вспоминаю лето у бабушки в деревне: запах бани и скошенного сена, близость к природе и чему-то настоящему. Для меня это неисчерпаемый источник вдохновения и в жизни, и в творчестве.

У вас довольно необычная техника, напоминающая вязание. Как она возникла?


На эту идею меня натолкнули коврики, которые вязала моя бабушка из полосок ткани, нарезанных из старой одежды. Работы выполнены в авторской технике лепки из жгута, которая придает им особую легкость и ажурность. Кроме того, я применяю специальные ребра жесткости. Это позволяет конструкции сохранять стабильность и противостоять агрессивному воздействию огня при обжиге.
А как рождаются все эти необычные формы?

Обычно я работаю без эскизов и часто обращаюсь к природным формам. Среди моих источников вдохновения — столбы выветривания, каменные фигуры, расположенные на горе Мань-Пупу-Нер в республике Коми. Это настоящее чудо природы, которое сформировалось за многие миллионы лет в результате естественного разрушения горной породы.

Что вам больше всего нравится в работе с глиной?

Люблю сам процесс лепки. Мой метод плетения довольно трудоемкий: на одну работу высотой 30 см уходит порядка четырех дней. Кроме того, очень важно чувствовать пластичность и влажность глины. До обжига каждая скульптура очень хрупкая, поэтому даже донести ее от рабочего стола до печи — всегда непростая задача.

По первому образованию вы экономист. Как это помогает вам в ведении своего дела?

Я окончила экономическую академию по специальности менеджер-экономист, потом 17 лет работала предпринимателем в швейной сфере. Самоорганизация и дисциплина помогают мне находить баланс между творческим полетом, рабочими задачами и бытовыми заботами.
Чем увлекаетесь в свободное от керамики время?

У меня довольно большая семья – трое мальчишек и муж. А еще домашние питомцы: собаки, попугаи, черепаха и мадагаскарский таракан. Поэтому забот всегда хватает. Свободное время посвящаю изучению психологии: читаю книги и слушаю лекции.

Расскажите о вашей мастерской. Как она выглядит?

Моя мастерская находится на мансардном этаже в семейном доме. Из окна — вид на небольшой сосновый лес. Газовая печь для обжига расположена на участке. Мастерская — светлое и уютное место, где я могу уединиться. В летнее время люблю слушать стук дождя по крыше, а зимой — карканье ворон, которые прилетают в лес.