Click to order
Хтонь Керамика
Звенящие чашки и вазы, фигурки мифологических существ и дивной красоты сервизы словно из «Алисы в стране чудес» – петербургская художница Лиза Мельник воплощает в глине и керамике самое сокровенное: собственные воспоминания, сны и фантазии. Мы расспросили создательницу бренда «Хтонь Керамика» о том, как найти красоту в жизни – и творчестве.
В работе керамиста Лизы Мельник глина – не просто материал, а полноправный участник творческого процесса. Именно она задает направление будущим изделиям, воплощая в застывшей форме самые яркие эмоции и переживания художницы.

Керамика из снов – так можно описать работы художницы из Петербурга. В своем творчестве Лиза Мельник не ограничивается одним направлением: здесь можно встретить фигурки, напоминающие фавнов и других существ из мифологии, тончайшей работы чашки и вазы, словно сложенные из листов пергамента, и фантазийные сервизы, которые попали к нам прямиком с безумного чаепития из кэрроловской «Алисы в стране чудес».

«С самого детства знала, что это мой путь, – рассказывает художница. – Помню, как-то еще ребенком я шла с бабушкой по городу и заглядывала в окна. В одной бетонной пристройке к девятиэтажке были огромные окна, а за ними — множество красивых предметов. Я просто знала, что мне туда нужно». Это оказалась художественная школа, куда Лиза решила твердо поступить через пару лет, когда станет старше.

А пока этот момент не настал, родители водили Лизу в студию рисования при музее. Уроки проходили в помещении, напоминающем маленький театр: мольберты располагались вокруг сцены. Учительница никогда не говорила, как и что рисовать, а просто показывала направления, которые каждый интерпретировал по-своему. «Сочетание мистического пространства и интересного мне учителя создавали максимально комфортную обстановку, которая заметно контрастировала с обычной школой», – вспоминает художница.
Сакральность и мистицизм – неотъемлемые составляющие творческого процесса, считает Лиза. Эту идею наглядно отражает название ее бренда – «Хтонь Керамика». «Мне важно подчеркнуть близость работ к земле, – объясняет художница. – В земле и глине — прожитые жизни растений и живых существ, временные слои и хтонический мистицизм. Глина обретает новую форму, а предыдущие опыты обретают новые очертания».

Каждое новое изделие получается непохожим на другое и обладает неповторимым характером. «Я никогда не рисую эскизы, – делится Лиза. – У меня есть только общая концепция, которая может свободно трансформироваться в процессе работы». Глина и фарфор – своенравные материалы, которые часто сами задают направление будущему изделию. А финальный результат всегда непредсказуемый: в процессе лепки, сушки и обжига работа может изменить форму, дать трещину или приобрести неожиданный цвет.

В глине и фарфоре художница воплощает свой эмоциональный опыт и переживания. Горы Кавказа и промышленные окраины Петербурга, комната со стерильным белыми стенами и огромные изобилующие роскошью храмы – все эти образы обретают новые черты в готовой форме. Сама Лиза называет это рефлексией на красоту окружающего мира: «Мне трудно не работать. И я рада, что нашла материал, способный передать все контрасты, все цвета и фактуры – мыслимые и немыслимые».

В отличие от других художников-керамистов девушка не ставит перед собой задачи создавать абстрактные объекты, которые имеют исключительно декоративное предназначение. Важно, чтобы каждый предмет находился в контакте со своим обладателем. В процессе использования они обретают видимые следы времени. «Сколы и трещинки на посуде – как морщины и шрамы на человеке, – считает Лиза. – Абстрактная скульптура может быть бесконечно глубокой и эстетичной, но она не станет по-настоящему к вам близка».